Вооруженные силы в кампании
Значит так, товарищи бойцы!
Копаем три линии окопов пока здесь,
а я пойду узнаю, где надо.
Из непридуманного
Очень часто фантазия Мастера (или модуль в случае отсутствия у Мастера вышеуказанного качества) приводит к тому, что бравые приключенцы вступают в борьбу с таким институтом, как Вооруженные силы, сиречь армия (дружина, легион, Орден Космодесанта и т. д.). И до обидного часто Мастер допускает глупые ошибки, из-за чего возникает чувство, что в рядах этой мощной организации находят себе приют откровенные идиоты и буйнопомешанные. Быть может дело в том, что не все до конца представляют возможности, сильные стороны и слабости этого «железного кулака власти». Как человеку, имеющему самое прямое отношение к данной организации, хотелось бы осветить вопрос конфронтации партии с военной машиной.
Сразу уточню, хотя некоторые детали данной структуры варьируются в зависимости от сеттинга, но как бы ни называлось объединение, Эльфийская Лесная Стража или 242 Кадианский полк, основной смысл сводится к одному. И хотя я буду рассматривать вопрос на примере современных Вооруженных сил, как наиболее знакомом и удобном для восприятия, имейте в виду, что большинство замечаний универсальны и могут быть применены практически в любом мире/времени.
И еще момент. Дабы не путаться в определениях и сложных синонимах, примем за условность, что под словом «армия» я буду иметь в виду не конкретное войсковое объединение, а Вооруженные силы в общем.
Начнем, пожалуй, с основы. Точнее с того, что и делает армию боеспособной и отличает римский легион от орды полуголых галльских варваров. Эту громадную пропасть различий можно описать всего одним словом — «дисциплина». Вся структура армии построена на ней. Армия без дисциплины — толпа ротозеев. Это то основное правило, которое должен помнить любой Мастер, вводящий в свою компанию или модуль армейские подразделения в качестве врагов/союзников персонажей.
Армия — структура унифицированная. Во-первых, это значит что любой военнослужащий, вне зависимости от воинской специальности, получает комплекс базовой подготовки, единый для всех видов войск. Поэтому даже сапер, санитар, артиллерист или инженер (так гордо именуются армейские строители в современных ВС РФ) умеют стрелять из автомата, могут пробежать 10 километров в полной выкладке и делать другие, не менее интересные вещи. Каждый солдат обучается навыкам оказания первой помощи, работе со средствами химической защиты и т. д. Только получив данный набор знаний и навык, уже затем он обучается по более специализированному курсу, получая специфические знания согласно воинской специальности.
Во-вторых, в армии существует единый свод правил поведения и действий, именуемый Уставом, которому подчиняются все военнослужащие, вне зависимости от звания и должности. Данный Устав (знаменитый Codex Astartes — и есть тот самый Устав) охватывает все стороны жизни армии. В нем написано, как правильно приветствовать командира, с какой стороны от кровати ставятся тапочки и в каком случае строй подразделения развертывается в цепь. В него входят уложения по тактике, организации быта и тысяча других вопросов. Что это значит?
А это значит, что у военнослужащего никогда не возникнет вопроса, что делать и как делать. Он знает, что предпринять при утечке химического оружия и при пожаре, знает свою роль и место в ликвидации проникших на базу диверсионных групп. На все случаи жизни у него есть Устав, с которым он сверяется. И как только пройдет первые мгновения оторопи и удивления, он бросится выполнять поставленные инструкции.
Данный подход, разумеется, имеет и негативные стороны. Столкнувшись с нестандартной ситуацией, выходящей за рамки Устава, военнослужащий теряется. Его не учили и не готовили к подобному. К тому же, зная этот Устав, вы можете примерно предсказать действия армии. Или даже не так глобально — зная, как выглядит одна армейская база, вы уже на 50 % знаете, как выглядит другая.
Но в плане изображения «косности» и узколобости надо знать меру. В армии служат разные люди, не забывайте это. Мы все знаем, что перебегать через дорогу плохо и опасно для жизни, но каждый из нас хотя бы раз так поступал. Так что не все положения в Уставе выполняются дословно. А в некоторых случаях в Боевом Уставе и в Уставе караульной службы правила ограничиваются статьями типа «военнослужащий обязан проявить воинскую смекалку и поразить противника напором, храбростью и непредсказуемостью действий».
Еще один момент — армия упорядочена. Она похожа на гигантское ветвистое дерево или, если угодно, на множество маленьких ручейков, сливающихся при необходимости в одну большую и могучую реку. Сие пространное заявление означает, что в армии все связанны, что у каждого начальника есть свой начальник. Не бывает «тайных независимых подразделений, о которых не знает сам президент и которые никому не подчиняются», хотя бы потому, что каждому бойцу «тайного подразделения» надо что-то есть и на чем-то спать. Замечание по офицерам/сержантам и прочим командирам.
Командир — это не тот, кто стоит в стороне от боя и только и делает, что командует. Командир (танка, отделения, орудия и т. д. по возрастающей) проходит такую подготовку, что в случае вывода из строя любого члена своего подразделения он может его заменить. Т. е. командир танка может быть и стрелком, и механиком и водителем, в зависимости от необходимости. Ну и вполне логично, что в случае гибели офицера командование принимает следующий по воинскому званию или должности.
Роль офицера при подготовке к бою включает себя нечто большее, чем указания типа «здесь мы, там чужие, вперед, в рукопашную, как завещал Император!» Это и отметка ориентиров на поле боя, чтобы не орать потом подчиненным: «Лучники, залп по тем врагам, что возле того дерева, ну которое возле большого камня, которое левее…», а говорить коротко и ясно: «Залп, направление — ориентир 2»; роль офицера — и установка предполагаемых укрытий и путей отступления, и тактические указания каждому отдельному подразделению (а задача командиров этих подразделений — донести сведения до своих подчиненных и т. д.), и многое другое.
Если отделение не справляется с поставленной задачей, в бой посылают роту. Не справляется рота — посылают батальон, не справляется батальон — посылают его же, но усиленного бронетехникой и артиллерией с воздушным прикрытием. Т. е. угроза всегда получает адекватный отпор. Никто не будет бросать на окопавшуюся и ощетинившуюся пулеметами партию кавалерийскую лаву… Сей пример верен и в обратном направлении: тактический воздушный удар или бронетанковую дивизию на группу авантюристов направлять не будут. «Танк клопов не давит».
В армии есть золотое правило, прописанное в Уставе: «Приказ выполняется точно и в срок. Если подчиненный не согласен с приказом, то он сначала его выполняет, а потом сообщает о своем несогласии командованию». Это значит, что если дан приказ держать оборону и ни шагу назад, то отступать ты не имеешь права до тех пор, пока не будет получен приказ об отходе.
Стоит также помнить, что армия — зверь неповоротливый, он медленно реагирует на внезапную угрозу (кроме частей быстрого реагирования). Неповоротливость связана также с тем, что армия является частью государства, а значит частично соединена с бюрократическим аппаратом. На каждое самое незначительное действие нужна бумажка с двумя подписями и печатью.
Армия обладает громадными ресурсами, которых нет у партии. Это и техника, и люди, и поддержка государства, и информация… Но бороться с ней можно.
Во-первых, помните, что нельзя уничтожить все Вооруженные силы единовременно, можно уничтожить лишь одно отдельно взятое подразделение. Для этого его надо сначала изолировать — уничтожать рации, колдунов или иные средства связи в данном сеттинге. Затем лишить его руководящей верхушки — без командования, без головы зверь теряет свою грозность. Измотав нестандартной тактикой и непредсказуемыми действиями, можно рассчитывать на успех. Помните только, что армия — инструмент войны. И ВОЕВАТЬ с ней — бессмысленно по определению.
Я не буду расписывать здесь тактику, психологический подход и прочие детали, которые очень сильно зависят от того мира, в котором происходит действие игры. Хочется надеяться, что изложенные здесь мысли помогут вам создать в своем модуле правильные, непротиворечивые вооруженные силы.
Напоследок развенчаю несколько мифов по теме нашего разговора.
• Миф 1: «и дал он очередь из автомата, но никто не умер, потому что патроны были холостые». Из автомата нельзя выстрелить очередью холостыми патронами. После каждого выстрела затвор придется передергивать вручную. Из некоторых моделей выстрел холостыми патронами невозможен по определению.
• Миф 2: «танки грязи не боятся». А вот и неправда. Боятся как раз. По грязи и болотам (т. е. там, где нет хорошей опоры гусеницам) танк Т-80 уступает по КамАЗу.
• Миф 3: «танки боятся леса, они там не проедут». А здесь наоборот. Конечно, по лесной чаще он действительно не проедет, но в подлеске… просто валит деревья собственным весом. Как нож сквозь масло.
• Миф 4: «и убил он его одним выстрелом из снайперской винтовки за 5 километров». Распространенный миф. Следует различать предел дальности выстрела и предел дальности прицельного выстрела. Первый — на какое расстояние пролетит пуля, перед тем как упадет на землю У новых снайперских винтовок он действительно может достигать 5 километров. Второй — с какой дистанции реально произвести выстрел туда, куда ты целился, и тут 1,5 км — это много.
• Миф 5: « И попал ему артиллерийский снаряд в грудь, но он выжил, потому что был в бронежилете» Да, есть бронежилеты V класса защиты, похожие на доспехи Космодесанта, выдерживающее очередь из АКМ. Но сила кинетического удара настолько сильна, что хоть пуля и не пробьет жилет, но сломает вам ребра и может запросто убить. Да и даже после какого-нибудь ПМ остаются заметные синяки.
• Миф 6: «Артиллерийский снаряд 2 раза в одну воронку не попадает». Попадает, причем запросто. Сам видел, как на спор делали.
Автор: Morgan
Статья опубликована в журнале «Ночная Ведьма» №4, август 2009 г.
Источник: < https://stormtower.ru/interesnyie-mesta/vooruzhennyie-silyi-v-kampanii.html>
Если вам понравилась эта статья или у вас есть комментарии, присоединяйтесь к дискуссии в канале Telegram или сервере в Discord.