Киборги и Чародеи

Киборги и Чародеи

Экономическая модель пятой редакции Dungeons and Dragons – стоимость волшебных предметов, часть 2

Автор: Антон «Palant» Палихов

Прежде чем продолжить я хотел бы поблагодарить всех тех, кто поддерживает наш проект на Патреоне или просто донатит на карточку, в частности:

Иван Карпышев, Андрей Томак, Александр Лазаренко, Тарас Турчин, Владислав Коряк. Спасибо вам, ребята.

Если вы хотите тоже помочь нам в это непростое время, то про способы помощи можно прочесть здесь.


Индекс статей по экономике D&D


В первой части мы осмотрели основные официальные подходы к стоимости волшебных предметов в пятой редакции и самое время подытожить.

Основное в правилах пятой редакции про стоимость и создание волшебных предметов

  1. Стоимость волшебных предметов привязана к их редкости.
  2. Для расходуемых предметов стоимость снижена вдвое.
  3. Существует разница в определении стоимости создания свитков при использовании правил по написанию свитков и при создании расходуемых волшебных предметов.

Недостатки с моей точки зрения

  1. Стоимость волшебных предметов должна быть привязана к их востребованости, т.е. мощности, а не редкости.
  2. Волшебные свитки должны строго использовать собственные правила по написанию и не зависеть от других правил.
  3. Стоимость волшебных предметов не связана с остальными ценами в пятой редакции
  4. Создание волшебных предметов в лучшем случае предлагает использовать ингридиенты и не учитывает производственные мощности.

Желаемая система стоимости и создания волшебных предметов

Любой волшебный предмет описывается его свойствами – тем, что он делает. С той или иной точностью эти свойства могут быть описаны через различные заклинания, эффекты которых эмулирует волшебный предмет. Следовательно – в основе всей системы оценки стоимости волшебных предметов должна лежать стоимость сотворения заклинания.

Стоимость сотворения заклинания персонажем на заказ прямо коррелирует с стоимостью создания свитков заклинаний, но также зависит от требуемых компонентов и характера их использования (расходуемые/не расходуемые) и возможности ритуального сотворения. Очевидно, что заклинания, которые можно сотворить ритуально – будут стоить дешевле.

Поскольку мы предполагаем, что в сеттинге заклинателей более высокого уровня меньше нежели начинающих заклинателей, то это также должно накладывать отпечаток на стоимость заклинаний более высокого уровня – просто в виду их меньшей доступности.

Определение базовых величин в системе

Базовой единицей для определения стоимости заклинания первого круга вполне может служить зелье лечения (50 зм, необычное зелье), которое фактически создает эффект заклинания Лечения Ран, сотворенного первым кругом - 2к4+2 хитов против 1к8+модификатор заклинательной характеристики заклинателя (этот модификатор можно принять в первом приближении равным 2), т.е. в среднем зелье восстанавливает 7 хитов против 6,5 хитов у заклинания.

При этом зелье лечения обладает рядом дополнительных преимуществ:

  • нет необходимости быть заклинателем,
  • может быть использовано на бессознательном персонаже,
  • не требует вербальных или соматических компонентов.

Следовательно, стоимость сотворения Лечения Ран первым кругом меньше 50 золотых монет. Насколько меньше? Учитывая, что свиток заклинания будет стоить все еще меньше зелья лечения и дороже собственно услуг заклинателя, я бы предположил базовую стоимость сотворения заклинания первого круга в размере 20 зм, а стоимость свитка с заклинанием первого круга – в размере 30 зм.

Базовая стоимость сотворения заклинания 1-ого круга = 20 зм.

Стоимость свитка заклинаний 1-ого круга = 30 зм.

Стоимость ритуального сотворения заклинаний может колебаться от дополнительного наличия ритуальных заклинателей, но базово я бы уменьшил стоимость ритуального сотворения до 10 или даже 5 зм.

Снижение стоимость для ритуальных заклинаний = 50%.

Базовая стоимость сотворения ритуального заклинания 1-ого круга = 10 зм.

Различная ценность волшебных предметов для авантюристов и широкого рынка

Не стоит забывать, что ценность и востребованность волшебных предметов для авантюристов и обычных персонажей – зажиточных горожан, купцов, дворян, даже рыцарей и королей – будет разной. И хотя предлагаемый способ оценки на основе сравнимых заклинаний будет работать одинаково, следует учитывать возможность наличия корректирующего коэффициента для некоторых предметов.

Зависимость стоимости заклинания от круга заклинаний

Учитывая этапы игры и сложность получения уровней персонажей можно смело говорить о геометрической прогрессии количества заклинателей с доступом к более высокому кругу (с дробным множителем) или даже степенной прогрессии.

В целом, эта характеристика является сеттингообразующим элементом (равно как и количество заклинателей/риутальных заклинателей в населении).

Для базового варианта я бы также предложил использовать подход определения стоимости сотворения заклинания через квадрат круга заклинания, т.е. для заклинаний второго круга – стоимость бы составляла 20*2*2=80 зм, третьего круга – 20*3*3=180 зм, четвертого круга - 20*4*4=320 зм, пятого – 20*5*5=500 зм, шестого – 20*6*6=720 зм, седьмого – 20*7*7=980 зм, восьмого – 20*8*8=1280 зм, девятого – 20*9*9=1620 зм.

Очевидно, что даже при такой прогрессии стоимость заклинаний более высоких кругов будет все еще выше в виду их более ограниченного количества, поэтому можно применять кубическую прогрессию стоимости сотворения заклинаний (стоимость заклинания = базовая стоимость (20 зм) * круг заклинания ^ 3 зм).

КругБазовая стоимость заклинания, змРитуал, змСтоимость свитка, зм
1201030
216080240
3540270810
412806401920
5250012503750
6432021606480
76860343010290
810240512015360
914580729021870

Сразу добавим дополнительные условия:

  • если заклинание требует расходуемого материального компонента, то необходимо добавить двойную стоимость этого компонента (если только заказчик сам его не предоставляет), а в отдельных случаях стоимость расходуемого компонента может быть и выше;
  • если заклинание требует наличия определенного материального компонента, то в стоимость сотворения заклинания необходимо добавить 20% стоимости этого компонента;
  • заклинания с временем сотворения более 1 часа также будут стоить дороже, при чем стоимость будет также учитывать и уровень заклинателя.

В общем виде, на стоимость сотворения заклинания будет также влиять распространенность заклинателей определенного вида – клериков, волшебников и т.п. Например, в случае если волшебников или друидов в разы меньше клериков, то сотворение заклинаний из их (волшебников или друидов) списка заклинаний, недоступных клерикам, будет стоить в разы дороже. Например, если друидов в пять раз меньше клериков, то сотворение Роста растений будет стоить не 540 зм, а минимум 2700 зм, а возможно и больше.

В общем виде я бы добавлял к стоимости сотворения заклинания дополнительный множитель, если оно не доступно всем классам.

Распространенность услуг заклинателей в зависимости от размера поселения

Очевидно, что наиболее высокоуровневых заклинателей будет проще найти в больших городах. В качестве базовой рекомендации, я бы предположил, что в деревнях с населением менее 400 человек заклинателей может и вовсе не быть, с населением 400-1000 можно найти заклинателей с доступом к 1—3 кругам заклинаний, 1000-10000 – с доступом к 1-5 кругам заклинаний, 10000-25000 – с доступом к 1-7 кругам заклинаний, 25000 и более – с доступом к 1-9 кругам заклинаний, но не стоит забывать, что это является лишь общей рекомендацией, а не строгой закономерностью.

НаселениеНаличие заклинателей
до 400Может не быть
до 10001-3 круг заклинаний
до 100001-5 круг заклинаний
до 250001-7 круг заклинаний
свыше 250001-9 круг заклинаний

Определение стоимости зачарований на волшебных предметах

Одним из наиболее простых предметов для оценки стоимости является меч +1. Лежащие на таком клинке чары эквиваленты заклинанию Волшебное оружие с постоянным эффектом.

Используемое заклинание: Волшебное оружие

Круг заклинания: 2-ой

Базовая стоимость заклинания Волшебное оружия = 20*2^3=20*8=160 зм.

Длительность: перманентно.

Исходя из примеров перманентных заклинаний – Стражи и Обереги, Круг телепортации, которые необходимо сотворять в течении 30 дней, можно предположить что для перманентных заклинаний ориентировочным множителем может быть 30, но учитывая также специфичность этих заклинаний и тем, что в базе многие предметы обладают 7 зарядами, я бы определил стоимость постоянного зачарования в десятикратном или пятнадцатикратном размере.

Базовый множитель постоянного эффекта для заклинания с кратким временем действия: x 10

Таким образом, оценочная стоимость меча +1 составит 160*10=1600 + стоимость клинка зм.

Для меча +2 требуются чары более высокого круга – уже 4-ого. Следовательно, оценочная стоимость меча +2 будет составлять 20*4^3*10= 1280*10=12800 зм + стоимость самого клинка, а **меча +3 **– 20*6^3*10= 4320*10=43200 зм + стоимость самого клинка.

Бонус зачарования оружияБазовая стоимость, зм
11600
212800
343200

Переопределение базового подхода пятой редакции к стоимости от редкости

Полученные значения также позволяют немного переопределить стоимость волшебных предметов от редкости – так для необычных предметов это может быть от 1000 до 5000 зм, для редких – от 5000 до 25000 зм, для очень редких – от 25000 до 75000 зм, а для легендарных от 75000 и до 250000 зм.

РедкостьДиапазон стоимости
Необычныйот 1000 до 5000 зм
Редкийот 5000 до 25000 зм
Очень редкийот 25000 до 75000 зм
Легендарныйот 75000 до 250000 зм

Продолжение следует …

Примечание

Отдельная благодарность @dororo_ro за его комментарии и указания на ошибки, опечатки и неточности.

Используемые источники

  1. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-1
  2. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-3
  3. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-5
  4. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-4
  5. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-2
  6. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-6
  7. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-7
  8. https://eventyrgames.com/2021/05/25/pricing-magic-items-in-5e/.
  9. https://theangrygm.com/how-to-describe-an-item/
  10. https://theangrygm.com/how-to-price-an-item/.
  11. https://theangrygm.com/magical-item-analysis-pregame/
  12. https://theangrygm.com/angrycraft-whats-in-an-item/
  13. https://www.dndbeyond.com/sources/dmg/between-adventures#DowntimeActivities
  14. https://www.dndbeyond.com/sources/erftlw
  15. https://www.dndbeyond.com/sources/phb
  16. https://www.dndbeyond.com/sources/wgte
  17. https://www.kassoon.com/dnd/5e/magic-item-prices/
  18. Wanderer’s Guide to Merchant and Magic by Eventyr Games
  19. Руководство Занатара по всему
  20. https://drive.google.com/file/d/0B8XAiXpOfz9cMWt1RTBicmpmUDg/view?resourcekey=0-ceHUken0_UhQ3Apa6g4SJA
  21. https://dmdavid.com/tag/what-is-the-typical-amout-of-treasure-awarded-in-a-fifth-edition-dungeons-dragons-campaign/
  22. https://www.enworld.org/threads/magic-item-math-of-5e.437937/
  23. https://theangrygm.com/accounting-for-magical-items/

Если вам понравилась эта статья или у вас есть комментарии, присоединяйтесь к дискуссии в канале Telegram или сервере в Discord.

Помогите распространить статью, сделав репост