Киборги и Чародеи

Киборги и Чародеи

Экономическая модель пятой редакции Dungeons and Dragons – стоимость волшебных предметов, часть 1

Автор: Антон «Palant» Палихов
Нет времени читать всю статью?

Disclaimer. Эта заметка не является полноценным научным исследованием, а скорее немного систематизированным изложением моих мыслей и подходов к перебалансировке цен в моих играх.

Экономика Драконов и Подземелий является весьма острой и пожароопасной темой, поэтому сразу стоит начать с определений - под «экономической моделью» в данной заметке я понимаю «соотношение цен между различными предметами, представленными в игровых руководствах и использование монетарных наград персонажами, а также использование указанных цен как предпосылок для оценки общества, окружающего персонажей в игровом мире».

Цель: получить более экономически целесообразные цены для постоянных и расходуемых волшебных предметов, а также незначительно откорректировать цены из Книги Игрока

Для того чтобы лучше понять мою неудовлетворенность текущим представлением цен, я опишу свое идеальное представление процесса накопления и использования денежных наград в D&D:

Начальное снаряжение персонажей далеко от оптимального немагического снаряжения для выполняемых ими ролей.

Процесс накопления капитала связан не только с добычей новых наград, стандартными затратами обычных жителей, но также и специфическими затратами авантюристов, такими как наемники, покупка расходуемых предметов (будь то алхимия, свитки и т.п.).

В мире не существует магических супермаркетов, в которых представлен для свободной продажи весь ассортимент волшебных предметов. В лучшем случае, в открытой продаже имеются свитки заклинаний начальных кругов, часть зелий, обычные и необычные волшебные предметы. Предметы редкие [rare] уже как правило доступны для изготовления, но не пользуются широким спросом.

Перед тем как начать использовать волшебное снаряжение, авантюристы обеспечивают себя наилучшим не волшебным снаряжением, что тем не менее является весьма затратным мероприятием.

Теперь рассмотрим, что мы имеем в основных правилах пятой редакции.

Практически отсутствует потенциал развития неволшебного снаряжения: оружие доступно для персонажей с самого начала и единственными затратами на снаряжение является приобретение лучших средних и тяжелых доспехов (полу-латы и полные латы соответственно). Конечно, небольшой потенциал создает возможность сделать оружие серебрянным (100 зм) и адамантиновым (500 зм).

Потенциал расходуемых предметов из Книги игрока весьма низкий в сравнении с затратами на его приобретение – алхимический огонь, кислота, святая вода стоят слишком дорого по сравнению с производимым ими эффектом, эффект антитоксина достигается простейшими усиляющими заклинаниями, а весь эффект от зелий лечения в долговременной перспективе нивелируется костями хитов и коротким отдыхом. Грязные ругательства про базовый яд за 100 зм с его 1к4 урона и 11 КС спасброска я опущу.

Приобретение и снаряжение верховых животных тоже далеки от идеала – к сожалению характеристики даже боевого скакуна становятся весьма быстро неактуальными, а попытки его как-то защитить – не сравнимы с стоимостью скакуна (6000 зм за полные латы для боевого скакуна при его стоимости в 400 – это как то не очень).

Самостоятельное изготовление предметов в основных правилах представлено весьма слабо, не позволяя полноценно развить аспект подготовки за счет самостоятельного изготовления предметов и расходов на ингредиенты. Правда, этот минус частично закрывается правилами от сторонних издателей или домашними правилами.

Представленные ориентировочные цены на волшебные предметы (XGE) выглядят немного странными (см. таблицу ниже)

1 Цены волшебных предметов по XGE

РедкостьЗапрашиваемая цена покупки*Средняя цена покупки*Цена продажи*
Обычный(1d6 + 1) × 10 зм45 зм / 22,5 зм100 зм
Необычный1d6 × 100 зм350 зм / 175 зм400 зм
Редкий2d10 × 1000 зм11000 зм / 5500 зм4000 зм
Очень редкий(1d4 + 1) × 10000 зм35000 зм / 17500 зм40000 зм
Легендарный2d6 × 25000 зм175000 зм / 87500 зм200000 зм

Источник: Xanathar’s Guide to Everything

Сразу очевидно, что средняя цена покупки волшебных предметов в среднем меньше ориентировочной цены продажи волшебных предметов.

Следующее, что привлекает внимание – это необычно низкая цена необычных волшебных предметов – от 100 до 600 зм (с учетом осложнений, от 100 до 1200 зм), которая приводит к тому что за цену полного доспеха (1500 зм) можно купить в среднем 3 необычных волшебных предмета.

Затраты на создание волшебного предмета (XGtE)

РедкостьВремя, недель*Цена*
Обычный150 зм / 25 зм
Необычный2200 зм / 100 зм
Редкий102000 зм / 1000 зм
Очень редкий2520000 зм / 10000 зм
Легендарный50100000 зм / 50000 зм

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Источник: Xanathar’s Guide to Everything

Время и стоимость изготовления зелий лечения (XGtE)

ЗельеРедкостьСтоимость, змСтоимость изготовления, змДлительность изготовления, дней
Зелье леченияНеобычный50251
Зелье великого леченияРедкий2001005
Зелье превосходного леченияОчень редкий400100015
Зелье наилучшего леченеияЛегендарный10001000020

Источник: Xanathar’s Guide to Everything

Стоимость создания волшебных предметов (DMG)

РедкостьСтоимость изготовления, змМинимальный уровень
Обычный1003
Необычный5003
Редкий50006
Очень редкий5000011
Легендарный50000017

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Источник: Dungeon Master Guide

Время создания схемы волшебного предмета (WGtE)

Item RarityWork weeksMinimum Skill
Common3 days2
Uncommon14
Rare36
Very Rare88
Legendary1610

Источник: Wayfarer Guide to Eberron

Составляющие волшебного предмета (WGtE)

Item RarityCR Range
Common1–3
Uncommon4–8
Rare9–12
Very Rare13–18
Legendary19+

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Источник: Wayfarer Guide to Eberron

Время и стоимость создания волшебных предметов (WGtE)

Item RarityWork weeks*Cost*
Common150 gp
Uncommon2200 gp
Rare102,000 gp
Very Rare2520,000 gp
Legendary20100,000 gp

Источник: Wayfarer Guide to Eberron

РедкостьДлительность изготовления, дней*Стоимость изготовления, зм*
Обычный550
Необычный10200
Редкий502000
Очень редкий12520000
Легендарный150100000

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Создание обычных волшебных предметов (E:RftLW)

Обычный волшебный предметДлительность изготовленияСтоимость изготовления
Свиток (заговор)8 ч15
Зелье лечения8 ч25
Любой другой обычный волшебный предмет32 ч*50

Источник: Eberron: Rising from Last war

РедкостьДлительность изготовления, дней*Cost*Длительность создания схемы,
Обычный5503
Необычный102005
Редкий50200015
Очень редкий1252000040
Легендарный15010000080

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Одна из самых больших проблем с магическими предметами в 5E D&D связана с ценами.

Каждый магический предмет имеет определенную редкость: обычный, необычный, редкий, очень редкий, легендарный или артефакт. Предполагается, что редкость служит приблизительной оценкой относительного уровня силы предмета, и — если ваша кампания позволяет торговать магическими предметами — также помогает установить цену предмета.

Редкость не определяет ценность

Другими словами, редкость предназначена для измерения не только доступности предмета (насколько сложно его найти), но и того, насколько он мощный и ценный.

Хотя имеет смысл иметь относительную силу магического предмета, определяющую его ценность, если вы внимательно посмотрите на определенные предметы в 5E DMG, быстро станет очевидным, что редкость не всегда отражает, насколько мощным или полезным является предмет .

Крылатые сапоги , например, являются необычным волшебным предметом и поэтому стоят 101-500 зм, в то время как зелье полета (которое можно использовать только один раз!) - расходуемый магический предмет (цена которого вдвое меньше, чем у постоянного магическего предмета) - является очень редким, и соответственно стоимость зелья лежит в диапазоне 2500-25000 зм.

Основная проблема связана с тем, что мы используем ТОЛЬКО редкость для определения стоимости. То, что что-то редкое, не означает, что оно пользуется большим спросом , а если оно никому не нужно, то оно, скорее всего, не очень ценно. Редкость покрывает предложение, недостающим звеном здесь является спрос.

Конечно, определение ценности волшебного предмета часто будет субъективным — как и в случае с изобразительным искусством в реальном мире — и логично, что редкий предмет, который полезен только в очень специфической ситуации, может быть дороже, чем гораздо более дорогой. востребованный, но массовый товар.

Но это может иметь место только в некоторой степени, и есть довольно много случаев, когда вы можете объективно сказать, что почти во всех ситуациях один элемент явно намного лучше другого, даже если он встречается чаще.

Возьмем в качестве другого примера зелье невидимости.

Зелье невидимости — очень редкий расходуемый предмет, поэтому, согласно официальным рекомендациям, оно должно стоить от 2500 до 25000 зм. Я не говорю, что зелье невидимости не очень хорошо, но оно имитирует заклинание 2-го уровня, и все же имеет такую же стоимость, как по крайней мере пять плащей защиты (необычный предмет стоимостью 101-500 зм, который дает +1 к КЗ и всем спасброскам).

И это если бы вы продали зелье по самой низкой цене, а плащи купили по самой высокой цене! Если вы возьмете самую высокую оценочную стоимость для очень редкого предмета и самую низкую для необычного предмета, одно зелье невидимости будет стоить почти столько же, сколько 250 плащей защиты!

И еще один пример, который иллюстрирует проблемы с ценами на волшебные предметы – бойцу нет смысла покупать латный доспех за 1500 зм если он может купить пластинчатый доспех за 200 зм и щит +1 (необычный предмет) за 500 зм.

Стоимость создания свитков определена некорректно

Если мы посмотрим на таблицы из Руководства Занатара по всему, то обнаружим, что до определенного уровня персонажу выгоднее для написания свитков использовать правила создания волшебных предметов, учитывая расходуемость свитков – это оказывается дешевле и выгоднее.

Стоимость создания свитков

Круг заклинанияВремяЦенаРедкость
Заговор1 день15 змОбычный
11 день25 змОбычный
23 дня250 змНеобычный
31 неделя500 змНеобычный
42 недели2500 змРедкий
54 недели5000 змРедкий
68 недель15000 змОчень редкий
716 недель25000 змОчень редкий
832 недели50000 змОчень редкий
948 недель250000 змЛегендарный

* для расходуемых предметов (свитков, зелий) цена уменьшена вдвое

Источник: Dungeon Master Guide

К тому же, стоимость многих свитков определена таким образом, что фактически не имеет экономического смысла их создание (при уровнях заклинаний выше 6-го).

Найм наемников и слуг

В Книге Игрока приведены цены на найм двух видов наемных служащих – умелых и неумелых – соответственно за 2 зм в день и 2 см в день.

Никаких других вариантов не предусмотрено, поэтому зарплаты наемных солдат приходится определять самостоятельно.

При этом, становится также понятно, что в виду большей редкости появления в игровом мире заклинателей – услуги заклинателей должны стоить дороже нежели услуги обычных солдат эквивалентного уровня.

Решения

Лично мне нравится простота разделения предметов по редкости, это просто, и я знаком с этим по другим играм. Проблема возникает, когда редкость становится единственным фактором, определяющим ценность в очень широком ценовом диапазоне.

Одно из решений состоит в том, чтобы отделить ценность от редкости и вместо этого основывать ценность предмета на вашем восприятии спроса и предложения, а также силы предмета (его мощности). Однако это означает, что вам придется оценивать каждый отдельный предмет на лету за столом, что легче сказать, чем сделать.

Тем не менее, воспользовавшись уже проведенными другими участниками сообщества выкладками, сделать это достаточно просто.

Возможно, у вас возникнет вопрос – а почему просто не использовать Sane Magic Item Prices – достаточно старое дополнение для пятой редакции? Ответ простой – в нем все еще сломаны многие цены.

Предпосылки и положения для определения стоимости волшебных предметов

Вот только некоторые из предпосылок и положений, которые по моему мнениЮ, должны учитываться при определении стоимости волшебных предметов.

Сложность заклинаний и их доступность фактически устанавливают степенную зависимость стоимости свитков от их уровня.

Для оценки стоимости волшебных предметов необходимо провести декомпозицию их волшебных свойств и привязать их к аналогичным заклинаниям с учетом частоты использования свойств волшебного предмета (т.е. учесть что постоянные волшебные предметы явно стоят дороже расходуемых или предметов с зарядами).

Для оценки стоимости наемных солдат мы используем исторические данные, считая что базовый солдат страж получает 1 зм в день.

Для оценки стоимости услуг заклинателей мы будем исходить из половины стоимости свитков заклинаний соответствующих уровней.

Будет использоваться более линейная оценка времени создания волшебных предметов – ближе к духу старых редакци и Руководству Воло по волшебным предметам (2-ая редакция AD&D).

Для адамантиновых доспехов и щитом в стоимости явно необходимо учесть стоимость самого материала адамантина.

После получения оценок стоимости волшебныхх предметов следует провести ранжирование предметов по стоимости и выделить различные мощности волшебных предметов. В первом приближении можно также положить количество групп предметов по мощности равным пяти.

Продолжение следует …

Примечание

Отдельная благодарность @dororo_ro за его комментарии и указания на ошибки, опечатки и неточности.

Используемые источники

Руководство Мастера

Книга игрока

Руководство Занатара по всему

WAYFINDER’S GUIDE TO EBERRON

EBERRON: RISING FROM THE LAST WAR

Wanderer’s Guide to Merchant and Magic by Eventyr Games

https://theangrygm.com/how-to-price-an-item/.

https://theangrygm.com/magical-item-analysis-pregame/

https://theangrygm.com/how-to-describe-an-item/

Eventyr Games - Pricing Magic Items In 5e

Sane Magic Item Prices

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-1

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-3

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-5

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-4

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-2

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-6

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-7

https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-8

Используемые источники

  1. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-1
  2. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-3
  3. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-5
  4. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-4
  5. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-2
  6. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-6
  7. https://dumpstatadventures.com/the-gm-is-always-right/pricing-magic-items-part-7
  8. https://eventyrgames.com/2021/05/25/pricing-magic-items-in-5e/.
  9. https://theangrygm.com/how-to-describe-an-item/
  10. https://theangrygm.com/how-to-price-an-item/.
  11. https://theangrygm.com/magical-item-analysis-pregame/
  12. https://theangrygm.com/angrycraft-whats-in-an-item/
  13. https://www.dndbeyond.com/sources/dmg/between-adventures#DowntimeActivities
  14. https://www.dndbeyond.com/sources/erftlw
  15. https://www.dndbeyond.com/sources/phb
  16. https://www.dndbeyond.com/sources/wgte
  17. https://www.kassoon.com/dnd/5e/magic-item-prices/
  18. Wanderer’s Guide to Merchant and Magic by Eventyr Games
  19. Руководство Занатара по всему
  20. https://drive.google.com/file/d/0B8XAiXpOfz9cMWt1RTBicmpmUDg/view?resourcekey=0-ceHUken0_UhQ3Apa6g4SJA
  21. https://dmdavid.com/tag/what-is-the-typical-amout-of-treasure-awarded-in-a-fifth-edition-dungeons-dragons-campaign/
  22. https://www.enworld.org/threads/magic-item-math-of-5e.437937/
  23. https://theangrygm.com/accounting-for-magical-items/
  24. Discerning Merchant’s Price Guide
  25. What They Don’t Tell You About Magic Items

Перечень статей “Экономическая модель D&D 5e”

Индекс статей по экономике D&D

Часть 1, в которой приводился анализ базовых правил пятой редакции

Часть 2, в которой наметился подход к формированию цен

Часть 3, примеры оценки стоимости волшебных предметов

Часть 4, альтернативный подход к ценам создания свитков и услуг заклинателей

Часть 5, услуги наемников

Часть 6, анализ подходов Кобольд Пресс

Часть 7

Часть 8

Часть 9

Часть 10


Если вам понравилась эта статья или у вас есть комментарии, присоединяйтесь к дискуссии в канале Telegram или сервере в Discord.

Помогите распространить статью, сделав репост