Киборги и Чародеи

Киборги и Чародеи

Советы Мудреца от Паланта - Укрытие и стеклянная стена

Автор: Антон "Palant" Палихов

Итак, это первая заметка из рубрики “Советы Мудреца от Паланта”, которая является альтернативой твитам Кроуфорда.

В этой рубрике я выношу свои собственные суждения и пояснения по работе правил пятой редакции основываясь на следующих положениях:

  • правила написаны естественным языком и ожидается что Мастер и игроки будут прикладывать к ним здравый смысл прежде чем уходить в дословные толкования;
  • формулировки правил могут быть несовершенными, поэтому трактовка правил RAI - Rules as Intended - Правила, как они задумывались стоит выше RAW - Rules as Written - Правила, как их написали;
  • иногда я буду смотреть реализации некоторых аспектов правил в старых редакциях, для лучшего понимания того, чего дизайнеры хотели достичь.

Итак, первый вопрос (технически даже второй, но про это в другой раз) посвящен следующему вопросу:

Начну я с определений. Переводные формулировки основаны на нашем переводе SRD пятой редакции (его зеркало на Github)

Укрытие

Стены, деревья, существа и прочие препятствия могут предоставлять укрытие в бою, осложняя причинение цели урона. Цель получает преимущества за счёт укрытия только от атак и эффектов, исходящих с противоположной стороны укрытия.

Есть три степени укрытия. Если у цели есть несколько источников укрытия, применяется эффект только самого большого; степени не складываются между собой. Например, если цель находится позади существа, дающего укрытие на половину, и ствола дерева, дающего укрытие на три четверти, у неё будет укрытие на три четверти.

Цель с укрытием на половину получает бонус +2 к КЗ и спасброскам Ловкости. Цель получает укрытие на половину если препятствие закрывает как минимум половину её тела. Это может быть низкая стена, большая мебель, узкий ствол дерева или существо, как враждебное, так и дружественное.

Цель с укрытием на три четверти получает бонус +5 к КЗ и спасброскам Ловкости. Цель получает укрытие на три четверти если препятствие закрывает как минимум три четверти её тела. Это может быть опускная решётка, бойница в стене или широкий ствол дерева.

На цель с полным укрытием нельзя непосредственно нацеливать атаки и заклинания, хотя некоторые заклинания могут захватить цель областью воздействия. Цель обладает полным укрытием если полностью скрыта за препятствием.

Цели

Обычно заклинание требует, чтобы вы выбрали одну или несколько целей, которые и попадут под действие магии заклинания. В описании заклинания сказано, на что оно нацеливается — на существ, предметы, или точку в пространстве (описано ниже).

Если у цели нет воспринимаемого эффекта, существо может вообще не узнать, что было целью заклинания. Эффект, подобный потрескиванию молнии, очевиден, но тайные эффекты, такие как попытки прочесть мысли, обычно проходят незамеченными, если в описании заклинания не сказано обратное.

Свободный путь до цели

Чтобы на что-то нацелиться, у вас должен быть свободный путь, поэтому у цели не должно быть полного укрытия.

Если вы создаёте область воздействия в точке, которую не видно из-за препятствия, и между вами и этой точкой есть сплошная преграда, такая как стена, исходная точка возникнет с ближайшей к вам стороны этой преграды.

Сотворение заклинаний

Итак, укрытие явно предоставляет защиту от атак и площадных эффектов. Каким образом оно это делает?

Если мы обратим внимание на опциональное правило “Попадание по укрытию” из Руководства мастера, то становится очевидным - укрытие не только частично заслоняет силуэт фигуры авантюриста, но и атака, попавшая в укрытие - сразу его не пробивает и не может достичь персонажа.

Примеры, приведенные в описании укрытия на половину и укрытия на три четверти ясно указывают на массивность объектов и их относительную прочность:

  • низкая стена
  • узкий или широкий ствол дерева
  • большая мебель
  • бойница в стене (здесь опять-таки явное указание на крепостную стену и небольшое в ней отверстие)
  • опускная решетка (также часть крепостных укреплений)
  • другое существо.

Но, позвольте, скажете Вы - стена есть стена и стеклянная стена ничуть не хуже каменной.

Да, с одной стороны стеклянная стена полностью преграждает путь взгляду - особенно, если стекло непрозрачное.

Примечание. Кстати, если стекло непрозрачное - это не означает подтверждение того, что оно дает полное укрытие. Непрозрачное стекло дает полное сокрытие (concealment) аналогичное густому дыму или туману. И как я покажу далее - стекло в этом смысле хоть и дает полное сокрытие, но не является препятствием.

Но самое начало раздела посвященное укрытию перечисляет “стены, деревья, существа и прочие ПРЕПЯТСТВИЯ”.

Является ли стекло в окне препятствием для арбалетного болта или стрелы из военного лука? Навряд ли. Помехой - да, будет, а вот препятствовать не сможет.

И, действительно, если мы опишем ситуацию когда разбойник стреляет из тяжелого арбалета через стеклянное окно в мирного обывателя - мы не ожидаем, что стекло полностью остановит тяжелый арбалетный болт - в лучшем случае замедлит или отклонит в сторону.

Тогда как от всех описанных в Укрытии примеров - мы бы ожидали полного препятствования полету болта - или он вонзился бы в каменную стену, или в большой ствол дерева, или отскочил бы от поперечной планки опускной решетки.

Не разводя больше воду в ступе, подытожим: укрытие обеспечивается таким объектом, который в состоянии полностью нейтрализовать эффект атаки и не позволит атаке (снаряду из дальнобойного оружия или магическому заряду) продолжить свой путь по направлению к цели персонажу, разрушив препятствие.

Следовательно, стеклянная стена, хоть и может обеспечить полное сокрытие цели, но полное укрытие и укрытие вообще не предоставляет.

Впрочем, она все еще может быть полезной - поскольку многие эффекты срабатывают на первом объекте по пути - тот же распад (desintegrate) или заряд молнии (lightning bolt), но не стоит забывать, что многие заклинания не преодолевают путь от заклинателя к точке возникновения эффекта, а сразу сотворяются в этой точке - и для таких заклинаний стеклянная стена вообще не будет ни помехой, ни препятствием. А вот огненный шар (fireball), наоборот, возникнет на границе со стеклянной стеной - будучи фактически остановлен нею.

Будет ли стеклянная стена являться препятствием для огненного шара? Тут уже однозначного ответа в правилах или понимании правил мы не найдем - и придется положиться на Мастера. В конце концов, все еще и зависит от толщины стекла и его конкретного состава - многие стекла разлетятся от 8к6 урона огнем во время взрыва и не будут препятствием и следовательно укрытием, а некоторые толстые, закаленные, жаропрочные - могут и проигнорировать эффект огненного шара.

в качестве вывода

Для того чтобы объект предоставлял укрытие персонажу за ним - он должен быть достаточно прочным, чтобы атаки и эффекты воздействующие на объект не могли его разрушить одномоментно и продолжить свое движение по направлению к цели персонажу.

Т.е. является ли объект укрытием - зависит от его относительной прочности по отношению к эффекту.

ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 05.11.2023

УТОЧНЕНИЕ 1. Бронированные стеклянные стены.

Обратите внимание, что если стеклянная стена сделана из толстого бронированного стекла - то она уже будет препятствием, хотя все еще не дас “сокрытия” (сильно заслоненной местности).

УТОЧНЕНИЕ 2. Дыхание драконв и прочие эффекты

Формулировка полного укрытия, говорит о том, что существо не может быть целью атаки или заклинания, хотя может попасть под эффект заклинания если существо попадает в область воздействия заклинания.

У некоторых игроков и мастеров возникает ощущение, что полное укрытие не даст никаких бонусов против дыхания дракона, поскольку в описании полного укрытия нет никаких упоминаний прочих эффектов. И они все еще не совсем корректно интерпретируют написанный текст.

То, что укрытие помогает против дыхания дракона - прямо определено в определении укрытия - поскольку защищает от вредных эффектов, источник которых находится с другой стороны от укрытия, нежели персонаж.

А в тексте полного укрытия не говорится о “прочих эффектах”, лишь потому, что необходимо было уточнение именно про воздействие заклинания - поскольку первый абзац мог быть понят как полная защита от атак и заклинаний.

УТОЧНЕНИЕ 3.

Как определить эффект от полного укрытия, если во время осуществления какого либо воздействуюшего эффекта - значения и особенностей эффекта достаточно для полного уничтожения препятствия? Как, например. в случае огненного дыхания древнего красного дракона и толстой промоченного водой деревянной стены?

Рассказываю. По моему мнению, если укрытие не может остановить эффект полностью - будучи разрушенным в процессе ослабления эффекта - то частичное укрытие объект уже обеспечил согласно буквально первому предложению в определении укрытия. Следовательно, я бы определил эффект от укрытия как эффект от укрытия на половину - если препятствие смогло поглотить менее половины урона от эффекта, или как эффект от укрытия пна три четверти, если препятствие смогло поглотить более половины урона от эффекта.

УТОЧНЕНИЕ 4. Укрытие в ПФ2

Как ни странно, в ПФ2 сделали неплохую работу в части укрытия сформулировав в разделе правил особенности препятствия. Но про это я расскажу в следующей статье.

УТОЧНЕНИЕ 5. Слово “ПРЕПЯТСТВИЕ” - является КЛЮЧЕВЫМ

Получил еще одно интересное наблюдение. с момента публикации статьи 27 сентября и по текущий день - 5 ноября 2023 года - люди постоянно норовят игнорировать слово ПРЕПЯТСТВИЕ, которое наличиствует в описании укрытия. И, да, термин ПРЕПЯТСТВИЕ в правилах не определен - но понять что является препятствие - весьма легко. Если вы считаете что белая скатерть 6 х 6 футов - является основанием для получения полного укрытия - то, скажите мне, пожалуйста, вы готовы использовать ее как укрытие, а по вам будут стрелять из арбалета. В случае полного укрытия - на котором люди часто настаивают - им ничего не грозит. А если они не хотят рисковать - значит, понимают что аргумент - “скатерь = полное укрытие” - глупость.


Если у вас есть интересный вопрос для обсуждения - напишите нам в дискорде или воспользуйтесь нашим ботом в телеграме для того что сообщить об этом вопросе.


Если вам понравилась эта статья или у вас есть комментарии, присоединяйтесь к дискуссии в канале Telegram или сервере в Discord.

Помогите распространить статью, сделав репост