Киборги и Чародеи

Киборги и Чародеи

Случайный совет для Мастера – создание улик, часть 2

Случайный совет для Мастера – создание улик, часть 2

Автор: Justin Alexander
Перевод: Станислав "Drakzar" Иванов

img

Текст Justin Alexander от 30 мая 2021 года

Заблуждение об идеальном преступлении

Есть кое-что, что скорее всего заставит вас задуматься, когда вы пытаетесь создать улики – и это заблуждение об идеальном преступлении.

Например, давайте представим, что персонажи нашли инкриминирующую записку, что станет для вас наиважнейшей уликой.

… но подождите. Как так вышло, что заговорщики позволили персонажам найти эту записку? Почему они ее не уничтожили?!

Что же, в некоторых случаях это невнимательность. В других они придерживают инкриминирующее доказательство, что даст им преимущество перед другими заговорщиками. Иногда они планируют уничтожить его, но еще не успели. В других случаях в записке есть нужная для их деятельности информация, так что заговорщики придерживают ее до окончания плана. Или может у них сентиментальная привязанность к ней, так как она написана их мертвой женой. И так далее.

В качестве альтернативы – возможно, что они УНИЧТОЖИЛИ записку, и уже это будет найденным персонажами доказательством. Иногда это лишь косметика для основной структуры (единственная информация, которую можно получить, это то, что она была уничтожена). Порой же это может быть последствием действий игроков, как в моей кампании по Dragon Heist, где они вежливо постучали в дверь, а потом ждали, пока им откроют, в то время как злодей скидывал все свои бумаги в огонь (Одна из приятных мелочей правила Трех Улик в том, что вы можете уничтожать улики с четким пониманием, когда это возможно делать). Но зачастую персонажи смогут выцепить улику даже из разрушения (записка сожжена, но один загадочный обрывок уцелел!).

И конечно же, эта логика распространяется за пределы инкриминирующих заметок.

Не будет ли для убийцы иметь смысл носить перчатки или стирать свои отпечатки пальцев? (Может он это сделал и улика в чем-то другом. Или попытался, но что-то не заметил. Или он тупой. Или паниковал. Или хотел, но его прервали)

Почему бы им не отключить камеры? (Может, они их не заметили. Или же взломали камеры, и уничтожили запись, но оставили следы взлома, которые в свою очередь можно отследить. И так далее)

Идеальное преступление (или заговор), конечно, будет иметь безупречно с точки зрения безопасности операции не оставит никаких доказательств. Но в реальности так обычно не бывает и в любом случае не подходит для отличного сценария.

Как ДМ, создающий сценарии, я думаю, что мы особенно восприимчивы к заблуждению об идеальном преступлении: очевидно, что, если плохой парень знал, что оставляет улику, он бы ее уничтожил. Мы только что подумали о том, как преступник мог бы оставить улику, так что очевидно, что он бы тоже это осознал!

Но то, что вы делаете на самом деле, прямо противоположно этому: если вы думаете о преступлении и не можете подобрать улику, что предоставит персонажам необходимую им информацию… хм, какую еще ошибку преступник совершил, что позволит вам предоставить нужные данные?

Различающиеся улики

Когда вы создаете улики для своего сценария, вам стоит убедиться, что вы сделали их разнообразными. Отчасти это для создания более увлекательного расследования (Если персонажи просто делают одно и тоже, снова и снова, это менее интересно, чем приключение, где они делают множество различных вещей. И головоломка в действительности не слишком ломает голову, если решение всегда одно и тоже). Но для структуры это очень важно: если все улики в основе своей одинаковы, то это не просто игроки, что повторяют свои действия; это игроки ДОЛЖНЫ так делать. И если они не подумают так сделать, то пропустят все улики.

Правило Трех Улик построено на избыточности, но улики, которые в целом одинаковы друг с другом, предлагают лишь искусственную чрезмерность. Это в своем роде единообразная агрокультура: когда все бананы – клоны одного из них, все они подвержены одним и тем же вредителям и могут полностью истреблены лишь одним единственным заболеванием. Точно также и с единообразными уликами, что могу одновременно стать недоступными.

Например, если персонажам нужно узнать, что Тони прячется в «Серебряном Родео», вы можете сказать:

· Они могут спросить подругу Тони, Сьюзан.

· Они могут спросить партнера Тони, Сильвестра.

· Они могут спросить мать Тони, Сару.

Это три разных улики. Но если игроки, по какой-либо причине, не опросят людей из окружения Тони, где он прячется – так как они не хотят рисковать выдать его, или ошибочно считают, что Тони бы никому не сказал, куда отправится, или просто потому, что игроки не подумали этого сделать – тогда одна ошибка уничтожит все эти улики.

Принцип же дозволительного нахождения улик означает, что вы не обязаны избавляться от этих «избыточных» зацепок. Для нужд структуры они могут быть объединены и «считаться» как одна улика с точки зрения Правила Трех Улик.

Когда вы хотите сделать разнообразные улики, использование различных форм – это хорошо. Но самое важно – то, что улики можно найти разными способами – при помощи различных навыков, озарений о том, как стоит изучить место преступления и так далее.

И последнее – помните, что проблема единообразных улик ограничена уликами, указывающими на одно откровение. Вполне нормально создавать сценария со бесчисленным множеством улик, исходящих от разговоров с людьми, пока они распределены по отдельным открытиям (на каждое из которых в свою очередь указывают улики различных видов).

Многосоставные улики

Часто встречаемая мной ошибка ДМов, которую они совершают, когда впервые работают с Правилом Трех Улик – это спутать его со своеобразной логической головоломкой:

· Эта улика означает, что убийца носил зеленый свитер.

· Эта улика означает, что убийца был выше шести футов.

· Это улика означает, что у убийцы были серые волосы.

Если вы объедините эти улики, вы узнаете, что единственным человеком с серыми волосами, что был выше шести футов и носил зеленый свитер, был Питер! Так что Питер убил жену Тони!

Эти улики могут сработать, если каждая отдельно указывает на Питера: он был единственным в зеленом свитере, единственным, выше шести футов, и единственным с серыми волосами.

Но если вам нужно все три кусочка информации, чтобы отсечь других людей в зеленых свитера или с серыми волосами и так далее, то все разваливается. Так как вам НУЖНЫ все три кусочка информации, что означает, что каждый из них (зеленый свитер, шесть футов и серые волосы) – это на самом деле отдельное заключение.

Однако это не значит, что вы не можете создавать детективные истории именно так! Как только вы поймете, что это три отдельных заключения, вы попросту можете следовать Правилу Трех Улик: пусть три улики указывают на зеленый свитер, еще три – на высоту убийцы, ну и последние три – на серые волосы.

Эта техника может добавить удовлетворительную глубину вашим детективным сценариям, предоставив игрокам четкое понимание, что их расследование строится к некоему центральному откровению. Это может быть особенно эффективно для Большой Правды в кампаниях по типу «Секретных материалов» или при определении места, где должен пройти финал кампании. Вы можете найти пример этого в моем Eternal Lies Remix.

Формы улик

Давайте закончим, посмотрев на конкретные формы, принимаемые уликами. Это не будет полным или энциклопедическим обзором по теме, в основном потому, что классным свойством улик является то, что они по сути бесконечны в своей форме и разнообразии, но я надеюсь, что могу предложить несколько идей.

Во-первых, есть ряд широких категорий, под которые могут подпасть улики:

· Физические артефакты

· Знаки/информация

· Био-данные

· Допрос

· Слежка

Это, конечно, не исчерпывающий список. И границы между типами недостаточно четкие.

А вот список конкретных примеров, выбранный из созданных мной сценариев:

· Корреспонденция (письма, электронные письма и так далее)

· Дневники

· Мелочи от некоей локации (блокноты, постеры, билеты и так далее)

· Официальные доклады

· Следы

· Слежка (за человеком или местностью)

· Преследование кого-либо

· Бизнес визитки

· Отпечатки пальцев

· ДНК

· Группа крови (включая фантастические виды вроде «Вулканской»)

· Граффити

· Финансовая отчетность

· Татуировки

· Наброски

· Виде/аудио записи

· Таинственные видения/странные сны

· Информация по отправлению (отслеживание, марки, адреса и так далее)

· Книги (включая посвящения и заметки на полях)

· Бюрократические реестры/история проверок


Также вам может быть интересно посмотреть на полный Перечень переводов Александриана на сайте Киборгов и Чародеев

Вы найдете там немало полезной информации.

Также стоит обратить внимание на Перечень переводов Злого ГМ-а


Если вам понравилась эта статья или у вас есть комментарии, присоединяйтесь к дискуссии в канале Telegram или сервере в Discord.

Помогите распространить статью, сделав репост